Responsive image
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г. АСТРАХАНИ
Средняя общеобразовательная школа №7 г. Астрахань
  • Сведения об образовательной организации
  • Кадеты СОШ 7
  • Профилактика вирусных заболеваний
  • Информационная безопасность
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. 
    Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

    Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования.

    В Российской Федерации данное исследование легло в основу «Оценки по модели PISA», которая проводится в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

    Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ):

    • в исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
    • инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
    • участники исследования выполняют задания на компьютере;
    • все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
    • исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность.

    Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    1. Естественно-научная грамотность.

    Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    1. Математическая грамотность.

    Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    1. Финансовая грамотность.

    Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    1. Креативное мышление.

    Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    1. Глобальные компетенции.

    Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Банк заданий по функциональной грамотности

    Открытые задания PISA:

    https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

    Электронный банк заданий по ФГ:

    https://fg.resh.edu.ru/

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке:

    https://resh.edu.ru/instruction

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны

    Лаборатория функциональной грамотности:

    https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

    Нормативные документы федерального уровня

    Указ Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”

    Приказ Рособрнадзора №590, Министерства просвещения России №219 от 06 мая 2019 года “Об утверждении методологии и критериях оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 года № ТВ-94/04 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»

    Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся»

    Пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников

    Функциональная грамотность (1 класс)

    Функциональная грамотность 2 класс

    Функциональная грамотность (3 класс)

    Функциональная грамотность (4 класс)

    Полезные интернет – ресурсы по функциональной грамотности

    1.Портал Единое содержание общего образования, раздел «Функциональная  грамотность» https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

    Методические Всероссийские вебинары ИСРО РАО  «Формирование и оценка функциональной грамотности»

    https://edsoo.ru/Vserossijskij_metodicheskij_seminar_Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_.htm

    2.Банк открытых заданий ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ )

    3. Электронный банк заданий РЭШ: https://fg.resh.edu.ru/.

     Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

     4.Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    5. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    6. Банк заданий по естественно-научной грамотности

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru )

    7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

     8. Курсы повышения квалификации Академии «Просвещение» («Формирование функциональной грамотности обучающихся как одна из приоритетных задач школы») https://academy.prosv.ru/courses.

    9. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся

    https://www.youtube.com/watch?v=_om_kIhu7G8&list=PLnnzDpmIo7A13kVCwJiaO_nxx2QyNUZUQ;

    https://www.youtube.com/watch?v=WJ2is6yhgWc&list=PLnnzDpmIo7A3jWM9R3CV87EBWblSABlB5.